Юрий Львович Рудзянский

профессиональный педагог по гитаре

стаж преподавания — 30 лет
«Школа игры на шестиструнной гитаре» А. Иванов-Крамской - Обзор издания. Музыкальная школа. Самоучитель игры на гитаре.

В «Школе игры на шестиструнной гитаре» А. Иванова-Крамского автором поставлена задача охватить период начиная с самого первого этапа освоения инструмента (постановка рук, знакомство с приемами и т.п), до уровня, примерно соответствующего I-II курсам музыкального училища. Произведениями, завершающими «Школу», являются Аллеманда И.С. Баха и Этюд Прюдента. Именно эти произведения и должны, по замыслу автора, стать той вершиной мастерства, на которую должен подняться учащийся, осваивающий гитару по его «Школе».

Самоучитель игры на гитаре состоит из двух частей. Первая часть содержит теоретические сведения о гитаре, а также некоторые сведения из элементарной теории музыки, необходимые для того, чтобы учащийся, самостоятельно осваивающий инструмент, мог пользоваться нотами. Кроме того, в ней дается информация о постановке рук, способах звукоизвлечения, даются первоначальные упражнения, этюды и легкие пьесы. Открывает первую часть развернутые (почти три страницы) «Исторические сведения о гитаре). В них Иванов-Крамской подробно пишет о возникновении гитары, о ее эволюции. Некоторое замешательство вызывают абзацы, где написано об истории гитаре в нашей стране. Иванов-Крамской даже не упоминает о таких гениях русской гитары XIX века,.как А. Сихра и М. Высоцкий, между тем, достаточно второстепенные музыканты Марк Соколовский и Николай Макаров удостаиваются подробных характеристик. Это связано с тем, что в период написания «Школы» Иванова-Крамского велась оживленная полемика между гитаристами, в которой русская семиструнная гитара противопоставлялась классической шестиструнной. А. Иванов-Крамской, отстаивающий преимущества классического строя, в своей «Школе» не пишет о семиструнной гитаре ни плохого, ни хорошего, попросту игнорируя ее существования. И в этом мы сегодня не можем с ним согласиться. На протяжении всей истории существования гитары постоянно проводились эксперименты с количеством ее струн и строем. До сих пор для того, чтобы исполнить многие произведения, необходимо перестроить шестую, а иногда и пятую струну. Таким образом, мы предлагаем считать русскую семиструнную гитару разновидностью гитары классической. Умалчивая о существовании русской гитары, автор лишает историю гитары одной из ярких страниц, связанных с деятельностью талантливых музыкантов, исполнителей, педагогов и композиторов, зачеркивая тем самым целое столетие существования инструмента в нашей стране, и лишая его корней и исторической традиции.

Далее в первой части приводятся общие сведения о гитаре, такие как количество струн, из чего они сделаны, диапазон, звук и его свойства. Доступно и лаконично изложены основы нотной грамоты (запись нот, ритм, длительность нот, паузы, размер, такт). Затем, после параграфов, посвященных настройки гитары и посадке, автор переходит к постановке рук.

Постановка привой и левой руки описывается понятно и подробно, даны рисунки, иллюстрирующие этот раздел. Затем автор описывает способы извлечения звука. Остановимся подробнее на этом параграфе, так как изложенные в нем принципы вызывают некоторые сомнения. Автор пишет: «Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами, так как они являются основными в гитарной технике:

1-й прием. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке.

2-й прием. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные снизу вверх, то есть от деки». В переводе на общепринятый сегодня в гитарном мире язык, Иванов-Крамской описывает апояндо (1-й прием), и тирандо (2-й прием). Действительно, гитарист должен владеть в равной степени хорошо обоими приемами, однако, на наш взгляд, каждый из них требует отдельной и тщательной проработки. Ни в коем случае не следует осваивать их одновременно, как этому учит Иванов-Крамской. В этом случае учащийся запутается, и будет неправильно использовать приемы. И абсолютно недопустимым представляется нам следующая рекомендация автора, относящаяся к упражнению на стр.15: «это упражнение играть двумя приемами:   и   . То есть, одно и то же упражнение предлагается играть, используя поочередно тирандо и апояндо. Мы считаем, что у ученика необходимо воспитывать умение самостоятельно подбирать аппликатуру и штрихи. В нотном тексте он должен видеть и различать фрагменты, которые следует исполнять тем или иным приемом. Это возможно только в том случае, если знакомить с техникой тирандо и апояндо раздельно, не смешивая их. В своей методике мы придерживаемся правила вначале давать тирандо, а знакомство с приемом апояндо отложить на последующий период. Это связано с тем, что в основе гитарной техники лежит арпеджио, которое исполняется апояндо, кроме того, на арпеджио строится итальянская классическая музыкальная школа игры. Апояндо – прием относительно новый, получивший распространение благодаря деятельности представителей испанской школы XX века. Как правило, апояндо применяют для исполнения одноголосных мелодий, пассажей и гамм.

А. Иванов-Крамской, давая понятные и правильные описания тирандо и апояндо, объясняет, как и когда их надо применять, однако, делает он это, на наш взгляд, кратко и недостаточно убедительно.

Теперь об упражнениях, с которых начинается собственно методика обучения. Автор не предполагает отдельных упражнений для правой и левой руки. Начинать он рекомендует с исполнения одноголосных мелодий на каждой струне. Эти мелодии-упражнения решают две задачи: практическую и теоретическую. Они, с одной стороны, учат играть, с другой, на их примере Крамской показывает разные правила из области теории музыки: например, как играть считая вслух:

Следует отметить, что упражнения, предназначенные для первоначального периода, данные в Школе А. Иванова-Крамского, не производят впечатления цельной продуманной методики. На заре моей педагогической работы мною делалась попытка использовать их в занятиях с учениками, и результат был нулевым.

От простых одноголосных упражнений и мелодий Иванов-Крамской переходит к небольшим этюдам и пьесам. Среди них попадаются интересные и полезные в методическом плане произведения. Так, на стр. 27 помещен Вальс-этюд. Это произведение, легкое технически, содержит все те приемы, которыми уже владеет учащийся: используется первая позиция; бас приходится на первую долю и исполняется апояндо. В то же время, оно написано в трехчастной форме, которая является шагом вперед по сравнению с простыми мелодиями песен, которые ученик исполнял до этого. Помимо этого, появляются новые понятия: реприза, вольта, D.C. al Fine. Все это ученик узнает теоретически и тут же закрепляет на практике. Помимо всего вышеизложенного, Маленький вальс Иванова-Крамского, это просто красивая музыка, которую приятно исполнять.

Кроме Вальса-этюда, удачным произведением, которое можно использовать в педагогической практике, является авторская обработка русской народной песни «Ты пойди, моя коровушка, домой». Это произведение написано в тональности a-moll, небольшое по объему, представляет собой тему с арпеджированной вариацией и кодой, изложенной аккордами. Примерно соответствует II-III классам ДМШ.

Сразу же после него помещается еще одна удачная обработка русской народной песни, принадлежащая перу Иванова-Крамского. Это «Пойду ль я, выйду ль я». Произведение написано в тональности C-dur. Быстрая, эффектная пьеса способствует техническому росту учащихся. Она может включаться в программу III-IV класса.

Из последующих произведений следует отметить Танец A-dur. Произведение широко известно и очень популярно благодаря красоте и удобству исполнения. Может быть исполнено продвинутым учеником уже в I классе и далее. В качестве обязательного произведения включено в программу Открытого московского конкурса молодых гитаристов.

Широко известна так же Прелюдия e-moll. Произведение написано в форме периода, маленькое по объему (всего 12 тактов), оно очень красиво и удобно для исполнения. Тема проходит в басу, исполняется большим пальцем апояндо на фоне гармонического сопровождения. Эту прелюдию обычно дают в I-II классах.

Между пьесами и этюдами автор помещает гаммы в пределах I позиции. Кроме того, отдельные параграфы посвящены приемам легато, барре, исполнению пяти -и шести звучных аккордов, мелизмов, упражнений, форшлагов.

Далее Иванов-Крамской переходит ко II части своей Школы, в которой после двух небольших параграфов, посвященных темам Позиции и Аппликатура, дается репертуарное приложение.

«Школа игры на шестиструнной гитаре» А. Иванов-Крамской - Обзор издания
Музыкальная школа. Самоучитель игры на гитаре.

Материал взят с сайта www.guitarists.ru
Автор обзора Маргарита Александрова.